В жизни этого актера, как в сериале, много сюжетных линий и драматичных эпизодов. Но сколько он ни сворачивал с намеченного однажды пути, от судьбы не ушел. И ни минуты не пожалел об этом.
Cо мной не соскучишься!” — уверяет Кирилл Жандаров. И это абсолютная правда, ведь он находится в постоянном поиске — себя, новой профессии, ролей в театре и кино… Да мало ли чего! Например, не заладились у него дела в родном Петербурге — переезжает в Москву. Не оправдала ожиданий Белокаменная — возвращается в Северную столицу. Словом, не раз круто менял свою жизнь. Лишь одно ему никогда не удавалось — расстаться с актерством: он ставит точку, а судьба — многоточие. И вот Кирилл снова в артистической обойме.
В Украине Жандаров снимается много, но времени для интервью, признается, почти нет. Пообщаться с ним удалось в перерыве между съемками сериала “Давай поцелуемся”, который выйдет на телеканале “1+1”. Правда, на встречу мой собеседник опоздал на час. “Что делать? Звезда…” — подумала я. И произнесла: “Теперь вам придется рассказать мне все”. Он извинился и кивнул в знак согласия. Забегая вперед, скажу, что слово свое сдержал.
Кирилл, вы успешны и востребованы, а, говорят, профессии меняете, как перчатки… Почему?
Нужно периодически взбадриваться. Хотя, сколько себя помню, мечтал только об артистической карьере. В третьем классе сообщил об этом учительнице, и мою маму вызвали в школу. “Как можно воспитывать в сыне интерес к такому ремеслу?!” — возмутилась педагог. Мама только руками развела: она-то всегда меня поддерживала. Даже когда я решил поступать не на юридический факультет университета, как планировал, а в театральный институт. Сомневался, что пройду по конкурсу, но рискнул. Мой брат Антон не мог понять, почему я выбрал не надежную профессию, а пошел за мечтой. Мама же одобряла мои поступки не только на словах, но и действиями: пока я сдавал вступительные экзамены, она уволилась из магазина, в котором подрабатывала, и устроилась в Театр-фестиваль “Балтийский дом”. Мы с ней вместе начали карьеру: сейчас она главный администратор зала в Мариинском театре. (Смеется.)
Пишут, что когда вы поступили в Академию театрального искусства, вас чуть было не отчислили. Интересно, за что?
Плохо учился — лень было ходить на занятия. Папа говорил, что в институте можно появляться только на сессии. Но в театральном вузе необходимо трудиться двадцать четыре часа в сутки. Отец обманул! (Смеется.) А на втором курсе я влюбился. Как и положено, она была самой красивой девушкой в группе. Ради нее стал посещать занятия, хотя по-прежнему было скучно — я быстро перегораю. Если бы не Сергей Паршин, мой педагог, и его жена, диплом бы я не получил.
В Москву вас тоже позвала любовь или карьерные амбиции?
Моя девушка мечтала о Москве, о театре Романа Виктюка, и я просто поехал за ней. Как в таких случаях бывает, меня приняли в труппу, а она прослушивание не прошла. Девять месяцев, проведенные в театре этого замечательного мастера, были яркими и насыщенными. Чего только стоит роль Иешуа в “Мастере и Маргарите”! Я долго ломал голову, как же его играть. Но на репетиции Виктюк сказал: “Забудь все и повторяй за мной. Мне нужен твой голос, пластика и внутреннее ощущение мира”. Я не понимал, что происходит: первые десять спектаклей выходил на сцену и не знал, что делаю и зачем. Потом смирился. Это режиссерский театр — нужно просто четко выполнять поставленную задачу. У Виктюка все было замечательно, но потом на меня, как и на остальных участников труппы, начали навешивать ярлыки. К тому же я понимал: надо двигаться дальше. Когда мне предложили хорошо оплачиваемую антрепризу — согласился. После попал в театр Любимова. Юрий Петрович дал мне посмотреть репертуар и выбрать роль. Естественно, я нацелился на “Мастера и Маргариту”, причем на тот же образ. “Ну что вы? Вам прекрасно подойдет Кот Бегемот”, — сказал Любимов. “Но это же совсем не мое!” — подумал я. А через три месяца получил приглашение сниматься в фильме “Жулики” и с удовольствием уехал в Сочи. Пришлось выбирать: театр или кино. И я выбрал.
С кинематографом все сразу удачно сложилось?
Отнюдь. После первых съемок вообще подумывал завязать с профессией. Весь день стоять, мерзнуть и ничего не делать, чтобы потом на экране появились только твои ноги, — разве это работа? (Смеется.) Словом, тогда я решил: кино — не для меня. И стал искать себя в других сферах. Бармены в моем представлении были волшебниками, которые жонглируют бутылками и поджигают коктейли. Я и отправился на курсы… барменов-официантов. Кстати, очень престижные. Но вместо подбрасывания бутылок мы занимались сервировкой и смешиванием напитков. И все же я получил диплом менеджера ресторанного бизнеса четвертого разряда и даже устроился работать в ресторан. Однако снова вмешалась судьба.
Вас опять пригласили сниматься в кино?
Нет, в рекламе. Но попал я туда совершенно случайно: потому что на пробы опоздал. Есть у меня такая нехорошая привычка. (Вздыхает.) Все равно пришел — теплилась надежда: вдруг кого-то застану. Но когда навстречу мне вышла группа загорелых подкачанных парней, понял, что мои шансы равны нулю. Развернулся уходить и налетел на какого-то итальянца. Разговорились. Он рассказал, что снимал клипы. Я пожаловался на несостоявшиеся пробы. Через день позвонил агент и сообщил: меня утвердили. Как? Выяснилось, что я общался с режиссером. (Смеется.) По тем временам мне удалось заработать огромную сумму. Ресторанный бизнес, конечно, забросил.
Что было дальше?
Окончил экспресс-курсы журналистики, устроился в газету “Дом актера”. Первое интервью должен был делать с чеченским деятелем искусства. Договорились пообщаться на вокзале. Но я снова пришел позже назначенного времени, поэтому опрашивал его уже на перроне. Волновался, запинался — справился кое-как. Тем не менее журналистику не оставил: когда вернулся в Питер, брат помог устроиться в журнал “Пригород”. Только здесь ждало разочарование: вместо написания статей я продавал рекламу автомобилей. Расстроился, собрался в Москву, но… мне позвонили из БДТ (Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. — Прим. авт.) и пригласили на главную роль в спектакль “Блажь!”. Моей партнершей должна была стать Нина Усатова. Начались репетиции, а через неделю режиссер Анна Гресь позвала в сериал “Доярка из Хацапетовки” на роль друга главного героя. Но потом вдруг Анна предложила мне сыграть ключевого персонажа. В итоге я опоздал на репетиции в театре. (Смеется.) Повезло, что не уволили, — мне там хорошо: чувствую себя нужным.
В БДТ вы выходите на сцену с такими мастерами, как Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих… Мэтры авторитетом не давят?
В плане мастерства они мне дали больше, чем годы учебы в институте. Как театральный актер я состоялся благодаря трем режиссерам: Виктюку, Любимову и Чхеидзе. Как артист кино признателен многим молодым талантливым кинематографистам. В том числе киевскому режиссеру Анне Гресь: я снимался почти во всех ее картинах. Работал и на площадке у Валерии Гай-Германики. Очень нравится ее стиль. Текста нет, нужно понять суть и импровизировать в кадре. Мне также удалось попасть к продюсеру Тимуру Бекмамбетову в “Джентльмены, удачи!”, где играю вместе с Сергеем Безруковым. Вскоре выходит картина “Давай поцелуемся” режиссера Сергея Чекалова. Во время съемок я со многими моментами не соглашался, мы спорили, но золотую середину всегда удавалось найти.
Знаю, что у вас не получилось приехать на пробы. Как же все-таки попали в картину?
Я нашел выход: снял короткометражку “День из жизни героя” и отправил режиссеру и продюсеру. Меня утвердили на роль одним из первых. Многие мои коллеги не любят пробы, а мне нравится в них дух соперничества и борьба. Если не выбирают — значит, не мое. В “Давай поцелуемся” я заинтересовался Михаилом, потому что он похож на меня. В картине масса нелепейших ситуаций, в правдивость которых многие не верят, но это все было в моей жизни. (Смеется.)
Могли бы и свою историю сочинить, тем более что вы пишете сценарии.
Есть множество идей, нужно просто садиться и писать. Частенько снимаю короткометражки. Как-то в театре стащил ком от Снеговика. Он и стал главным героем ленты: носился по всему театру, падал с лестницы. Потом меня за порчу имущества наказали. (Смеется.) Но десять тысяч просмотров в Интернете того стоят! Мы дурачимся даже с теми моими друзьями, которые не имеют отношения к актерскому ремеслу: дело ведь не в профессии, а в характере. Когда уезжаю на съемки — скучаю по ним. Для меня важен тыл — семья, друзья, родные.
Кстати, о семье: слышала, вы расстались с супругой, актрисой Надей Толубеевой…
Когда муж с женой проводят вместе всего несколько дней в месяц, брак оказывается под угрозой. Два года наш союз выдержал, а потом любовная лодка пошла ко дну. После развода мы остались друзьями, но пережить его было непросто. Как раз в этот момент Анна Гресь предложила роль в картине “Дорога в пустоту”. К слову, много символичных вещей тогда происходило. Я позволил Анне использовать мои переживания в кадре, поскольку очень доверяю этому режиссеру. В обычном состоянии вряд ли бы мой герой получил такой надлом: в нем не было бы столько красок.
Работа помогла вернуться в прежнее русло?
Да, а еще поддержка близких, друзей и… новая любовь. С актрисой Марией Валешной мы знакомы давно. Не раз вместе снимались в картинах. В “Дороге в пустоту” снова встретились на съемочной площадке. У нее на тот момент тоже были проблемы в личной жизни. И мы время от времени жаловались друг другу. А потом я подумал: мы оба свободны, почему бы нам не начать встречаться? Маша согласилась. И вот уже больше года мы вместе.
Опять актриса… Не боитесь повторения истории?
Маша не просто артистка: она в первую очередь женщина, причем мудрая. Моя любимая все делает, чтобы я чувствовал себя богом. А сама тихонько устанавливает правила, которым я должен следовать. Женщины гораздо хитрее мужчин. Но я тоже с годами приобретаю некоторые полезные навыки. (Улыбается.) Если вдруг домашний телефон не отвечает, перезваниваю ей на мобильный и прошу срочно переслать с моего компьютера какие-то важные бумаги. Она вынуждена ехать домой. А раньше я бы стал выяснять, где она, с кем. К сожалению, я по-прежнему в разъездах. Переживал, как бы мое отсутствие не стало причиной разрыва отношений. Своими опасениями поделился с Машей. В ответ она прислала видео, где в финале призналась в любви и предложила мне руку и сердце. Как я мог ей отказать? (Смеется.) Следующий ход — мой: надо романтично и красиво сделать предложение ей. Только приеду в Питер, сразу сотворю что-то невообразимое. И пусть говорят!
P. S. Вернувшись домой с гастролей, он выполнил это обещание.